Home » Образовательные стандарты

Образовательные стандарты

Основные положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) для родителей (законных представителей).
Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.
Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.
В основу стандарта была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития. Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка.
Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.
          Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участника-ми образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и под-готовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Цель: повышение социального статуса дошкольного образования, получение качественного образования.
Задачи: обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья.
Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития.
В соответствии с ФГОС ДО детский сад обязан:
1. Консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;
2. Информировать родителей (законных представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность о целях дошкольного образования;
3. Обеспечить открытость дошкольного образования;
4.  Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
5. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
6. Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
7. Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, обсуждать с родителями (законными представителями) детей вопросы, связанные с реализацией Программы.
8. Обсуждать с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
На основе стандарта дошкольного образования будут утверждены программы и программно-методическое обеспечение. Сейчас детский сад работает по программам, которые еще не вошли в реестр утвержденных федеральных программ системы образования. 
Программа должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития детей, которые называются – образовательными областями:
— социально- коммуникативное развитие,
— познавательное развитие,
— речевое развитие,
— художественно- эстетическое развитие,
— физическое развитие.
Образовательные области должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Воспитание и развитие происходит в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности, через которые идет формирование ребенка дошкольного возраста.
 В стандарте сформулированы требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.
Требования к психолого — педагогическим условиям следующие:
— уважение к человеческому достоинству детей,
— использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям,
— построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
— поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу в разных видах деятельности;
— поддержка инициативы и самостоятельности детей,
— защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Требования к материально — техническим условиям: оборудование (предметы), оснащенность помещений, учебно – методический комплект должны отвечать требованиям СанПиН, правилам пожарной безопасности.
Стандарт предъявляет требования к предметно-пространственной развивающей среде. Она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Кадровые условия предполагают непрерывное совершенствование профессии «Воспитатель» в овладении педагогическими технологиями. По закону «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с нормами трудового законодательства педагог должен каждые три года проходить курсы повышения квалификации.
Финансовое обеспечение гарантирует получение бесплатного дошкольного образования и способствует реализации образовательной программы.
Стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ, требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров, в которых нет конкретных знаний, умений и навыков, которые можно контролировать, выставлять им какие – то оценки и сравнивать между собой, это только для построения образовательной деятельности.
Задача дошкольного образования – сформировать предпосылки для того, чтобы ребенок мог овладеть основными уровнями направления дошкольного образования, которые прописаны в статье 64 и 66 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Характеристики целевых ориентиров:
— инициативность и самостоятельность ребенка,
— уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим,
— активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,
— способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность,
— способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений.
В стандарте определены принципы, из которых самый важный – сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Дошкольное детство направлено на приобщение к ценностям культуры, социализацию ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. Развитие ребенка- дошкольника должно происходить через ведущий вид детской деятельности — игру.
Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Приказ № 128 от 24.02.2014 г. Комитета по образованию Администрации Омского муниципального  района Омской области «О введении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Омском муниципальном районе Омской области»

Введение ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях Омска и Омской области

 

Приказ №84 от 02.06.2014 г. «О введении ФГОС в детском саду»

 

План-график введения ФГОС в детском саду на 2013-2014 учебный год

 

Приказ №57 «Об утверждении плана-графика дорожной карты по введению ФГОС»

 

Дорожная карта по введению ФГОС ДО


Leave a comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотр-конкурс по экологическому воспитанию

Опросы

Хотели бы вы чтобы в детском саду

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Архивы

Рубрики